clock
ПН - ПТ 10:00 - 18:00
СБ - ВС Выходной
banner

Контроль КСП и Казначейства при реализации проектов в Забайкальском крае

В условиях усиления государственного финансового контроля особое значение для заказчиков Читы и Забайкальского края приобретают проверки, проводимые Контрольно-счётной палатой (КСП) и Федеральным казначейством. Именно эти органы оценивают законность и эффективность расходования бюджетных средств, достоверность сметной стоимости и правильность применения сметных нормативов. Понимание механизма контроля позволяет заказчикам минимизировать риски и избежать замечаний при реализации контрактов по 44-ФЗ.

Нормативная основа и актуальность

Контрольная деятельность КСП и Казначейства основана на положениях 44-ФЗ, Бюджетного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ № 841. Согласно этим актам, заказчик обязан обеспечить достоверность сметной стоимости, соответствие проектной документации нормативным требованиям и корректное применение территориальных сметных нормативов (ТЕР Забайкальского края, ред. 2025). Нарушение этих правил может привести к приостановке финансирования или возврату средств в бюджет.

Типичные ошибки и риски

По данным региональных проверок, основные нарушения, выявляемые при контроле КСП и Казначейства, связаны с:

  • Использованием устаревших сметных нормативов и индексов пересчёта.
  • Неприменением актуальной редакции ТЕР Забайкальского края.
  • Ошибками при расчёте НМЦК и формировании конкурсной документации.
  • Отсутствием экспертного заключения о достоверности сметной стоимости (нарушение ПП № 841).
  • Необоснованным увеличением объёмов и стоимости работ в ходе исполнения контракта.

Такие ошибки становятся основанием для вынесения предписаний, финансовых взысканий и, в отдельных случаях, привлечения должностных лиц к административной ответственности. Контрольные органы Забайкальского края особое внимание уделяют соответствию смет региональной сметной базе и полноте расчётных обоснований.

Практика региона

В ходе проверок, проведённых КСП Забайкальского края в 2024 году, нарушения сметных расчётов были выявлены в 21% проверенных муниципальных контрактов. Так, при реализации проекта капитального ремонта учреждения образования в Чите КСП установила завышение стоимости из-за использования индексов пересчёта прошлых лет. После проведения экспертизы и корректировки сметы стоимость проекта была снижена на 5,2%, что позволило избежать финансовых санкций. Казначейство также отмечает, что наличие экспертного заключения до начала закупки существенно сокращает количество замечаний при последующем контроле.

Таким образом, практика региона подтверждает: системная экспертиза проектно-сметной документации — ключ к успешному прохождению проверок КСП и Казначейства.

Вывод

Контроль КСП и Казначейства в Забайкальском крае направлен на обеспечение законности и достоверности расходования бюджетных средств. Для государственных заказчиков Читы проведение экспертизы проектной и сметной документации до этапа заключения контракта является эффективным инструментом профилактики нарушений 44-ФЗ. Такой подход обеспечивает прозрачность, обоснованность и правовую устойчивость всех этапов реализации государственных проектов.